Попался мне в руки мотор от «привода», его собирались выбрасывать — он совершенно не тянул и искрил как «бенгальский огонь».
Общее представление о ремонте коллекторных машин я получил еще в училище поэтому объем работ был примерно понятен:
- чистка коллектора от нагара
- продороживание
- замена и притирание щеток,
Прикинув, что RC-шники знают как заботится о своих моторах я полез на Ютюб посмотреть как RC-шники чистят свои движки. Технология не сложная — стакан воды( чем чище тем лучше), батарея и мотор. Мотор погружается в воду, подключается батарея и минут пять вода циркулируя внутри мотора вымывает грязь. На выходе получаем заметно более бодрый мотор. Пока готовился к чистке посмотрел еще пару видео где чуть более продвинутые моделисты уже использовали мини-токарный станочек для проточки коллектора и УЗ-чистку для всего остального.
Вооруженный знаниями, я разобрал мотор. На фото коллектор уже почищен и продорожен.
Щетки грязные, покрытые чем то жирным и окислами. В посадочных местах ходят с трудом, в результате плохой прижим и плохой контакт с коллектором.
Контакт со щетками обеспечивается путем защемления медного хвостика идущего от щеток в щели над местом установки щеток при помощи пружины. Решение интересное, но на большой нагрузке я бы поджал хвостик под болт или припаял бы его. Хвостики щеток тоже все в грязи.
Забыл сфотографировать исходное состояние коллектора, но он был весь черный от нагара и в щелях между ламелями был мусор( вероятно токопроводящий).
Посмотрев на всю эту красоту закинул все в УЗ-чистку на 20 минут. В качестве растворителя использовал смесь из воды изопропила и этанола. Были некоторые сомнения насчет якоря, я боялся, что повредится изоляция, но вроде все обошлось. Беспокоится стоило о щетках. Их хвосты набраны из достаточно тонких проволочек и при воздействии кавитационных взрывов в процессе чистки они повредились. Не сильно, но заметно. Зато оцените какой стала щетка!
После чистки щетки стали ходить в направляющих заметно легче. На верхних фотках виден неравномерный износ их рабочей поверхности, поэтому я для верности снял небольшую фаску, чтоб щетка не цепляла коллектор.
Коллектор я протер стирательной резинкой и он заблестел. Почему «стиралка»? Потому, что наждачку использовать нельзя — абразив может выкрашиваться и оставаться на коллекторе усиливая износ щеток и коллектора, а достаточно мелкого надфиля я не нашел. Стиралка достаточно бодро чистит контакты, они конечно потом быстрее окисляются но в данном случае не критично. Заодно оценил целостность коллектора. Если бы щетки выработались неравномерно по ширине, то и на коллекторе могли бы образоваться прогоревшие борозды. Тогда пришлось бы коллектор точить для формирования хорошего контакта с щетками.
Следующий шаг, продороживание. Необходимо убедиться что между ламелями нет контакта через грязь и изоляция между ламелями не мешает прижатию щетки. В данном случае между ламелями достаточно глубокая щель со всяким мусором. Мусор вычистил, а с краев снял небольшую фаску, чтоб ламель не цепляла щетку при вращении. По хорошему, надо было законопатить щель между ламелями заподлицо, но я так и не придумал чем( цианокрилат при больших температурах снова становится жидким а с эпоксидкой пришлось бы возиться ее отчищать отовсюду).
Далее проверил подшипники и приступил к сборке. Щетки вставляются в последнюю очередь сначала якорь в статор, потом крышка с щеткодержателями. Далее вставляются щетки, их хвостики фиксируются в щели. Хвостики и щетки прижимаются пружиной.
Если делать все по уму, то нужно убедится в отсутствии продольного люфта якоря. Для устранения нужно вставлять шайбы на вал(таки да, «шимминг»!) но у меня не получалось хорошо зафиксировать крышку на двигателе и этот шаг я пропустил.
Для проверки подключил мотор к лабораторному источнику питания и мотор не стартанул. Тупо жрал 2.5 ампера, сажал напряжение и гудел. Если подтолкнуть то мог и закрутиться. 2.5 ампера это предел моего источника и я решил попробовать от батарей. Подключил к батарее и он заурчал. Ни искр, ни стопорения — все ок.
Вывод: моторы надо чистить!